Translate

понедельник, 4 августа 2014 г.

Жара… Кондиционер для бедных

Сегодня мы с вами снова сделаем экскурс в историю и вернемся в те далекие-далекие времена, когда автомобили уже изобрели (именно автомобили, а не безлошадные экипажи), а кондиционеры еще нет.


Но жара доставала людей и в те времена... И, судя по месту изобретения, жарче всего было в Америке)) Либо же американцы более нуждаются в комфорте:)

Собственно, сегодня я хочу вам поведать о "кондиционере для бедных", но без краткой истории автокондиционеров вообще, все же нам не обойтись, ибо будет не совсем понятна роль устройства под названием "swamp cooler".

Впервые кондиционер для автомобиля предложила одна из нью-йоркских компаний в далеком 1933 году в качестве устанавливаемого по заказу дополнительного оборудования.

К тому времени кондиционеры уже стали привычным оборудованием в американских небоскрёбах и кому-то в голову пришла светлая мысль о борьбе с жарой в автомобилях. 

Комнатные кондиционеры компания General Electric начала делать в 1929 году, причем сплит-системы! А все из-за того, что в качестве хладагента сначала использовали опасный аммиак. С 1931 года стали использовать фреон и все агрегаты решили объединить в одном корпусе. Ну, чёт посчитали, что так прикольней)


Первым же авто, на который в заводской комплектации ставилась установка кондиционирования воздуха, был Packard модели 1939 года (мелкосерийное производство ручной сборки).


Однако, есть одно "но", а точнее целых три:
1 - стоимость кондиционера была огромна - 274$, что составляло около трети всей стоимости авто;
2 - агрегаты установки размещались под капотом, в салоне и плюс еще занимали половину багажника;
3 - установка была малоэффективна и не имела никакого автоматического управления.

Поэтому, вследствие небольшого спроса, в 1941 году от этой опции отказались. Но в том же году уже Cadillac и Chrysler стали предлагать нечто подобное. Правда, неизвестно, сколько автомобилей им удалось оборудовать.

Однако постепенное развитие технологий привело к тому, что к 1954 году кондиционер мог быть установлен в виде опции на автомобили большинства дорогих американских марок, — хотя и оставался опцией крайне дорогой и мало востребованной.

Например, Chrysler Imperial 1953 года с кондиционером AirTemp.

Через внешние воздухозаборники в задних крыльях воздух поступал в установку, а холодный поток через решетки на задней полке направлялся на потолок, а затем равномерно опускался сверху вниз на пассажиров. Охладить салон с 50 до 30° С можно было всего за пару минут!

С 1955 года установка кондиционера была возможна уже на всех автомобилях Chrysler.

Революция же в кондиционировании произошла в 1954 году: на автомобилях корпорации Nash-Kelvinator была впервые предложена интегрированная система вентиляции и отопления All-Weather Eye, включавшая в себя и отопитель, и кондиционер, причём все компоненты располагались под капотом. Хотя все это было еще очень дорого и составляло четверть цены автомобиля.

Что интересно, к началу 1960-х годов около 20% американских авто имели кондиционеры, а в 1969 году - 54% новых автомобилей. В Европе же, вплоть до 1980-х годов кондиционер оставался большой редкостью.
Неужели в Америке действительно так жарко?))

Но главное то, что с тех пор ничего принципиально нового изобретено не было! Да, компьютерное управление, фильтры и т.д., но принцип тот же, что и 80 лет назад...

Так вот! Хватит отступлений, собственно, перейдем к предмету нашего сегодняшнего разговора.

Давайте вернемся в те времена (1930-1960-е годы), когда все это только развивалось и стоило бешеных денег. Но ведь людям в жару все равно приходилось ездить и, осознавая, что до изобретения кондишинов и климат-контролей им еще надо дожить, приходилось применять какие-то промежуточные решения.

Как говорится, голь на выдумки хитра))


Мне не удалось найти кто, но кто-то же додумался до такой вещи, как swamp cooler - кондиционер для бедных))). От swamp — «болото», от постоянного запаха сырости...

По сути это был простейший испарительный кондиционер.

В корпусе кулера располагался картридж из пористого или волокнистого материала, который постоянно смачивался водой (некоторые модели предусматривали даже использование льда). Когда машина находилась в движении, воздух поступал в устройство самотёком за счёт эффекта инерционного наддува, вызывая интенсивное испарение воды.

Более эффективно эта система работала в условиях сухого воздуха, заодно и повышая влажность в авто. Чем ниже влажность тем сильнее идёт испарение воды из фильтров, тем эффективнее работает кондиционер. 

Вот так он выглядит изнутри. Все просто до безобразия))
Принцип работы доходчиво показан тут.
Для работы на стоянке некоторые модели имели электровентилятор, обычно подключаемый к штатному разъёму для прикуривателя.

Воды заливалось туда около 4 литров, чего хватало на 150-250 км пробега. Из-за такого веса приходилось даже делать подпорку. Вот тут хорошо видно, куда заливается вода. Резервуаром является сам корпус.

Говорят даже, что эта штука была достаточно эффективна, хотя был недостаток - приходилось постоянно доливать воду.
Был вариант также установки на крыше (вариант с моторчиком).
А схема была примерно такова:
Существовало несколько производителей кулеров, например: Thermador, Classic Aire, Sears Roebuck (бренд Allstate) и Star Mfg. Но так как конструкция была достаточно простой, многие умельцы делали их самостоятельно. Причем, из чего бы вы думали? Правильно, огнетушителя=)

Сейчас их ставят на авто в стиле Cal Look

Лоурайдер

или просто на классические автомобили, являясь, скорее данью эпохе, нежели необходимостью.

А теперь немного юмора))
На одном из пакистанских сайтов по продаже авто и мото, а точнее на их форуме, мне попалась вот такая фотка:

И подпись, типа: "Жарко? Пригоняй завтра свою тачку к Аршаду (Arshad) и всё будет кончено выглядеть примерно так")))


На сегодняшний день некоторые производители вновь вернулись к производству, казалось бы, забытых вещей.

В частности, компания WEBASTO в настоящее время выпускает охладительные системы испарительного типа: bycool R-Evolution и bycool Mochila.


WEBASTO bycool R-Evolution 



Система кондиционирования воздуха для грузовиков. Монтируется на крышу. Работает как с включенным двигателем, так и без. Имеет 8 скоростей вентилятора, а также таймер и будильник.

Питается от 12 и 24В, потребляемая мощность — от 10 до 96 Вт. Продается от Европы до Австралии.

WEBASTO bycool Mochila


Тоже для грузовиков. Монтируется сзади кабины.
Характеристики приблизительно те же.




Комментариев нет:

Отправить комментарий